Творчество - это ментальный и социальный процесс, включающий в себя генерацию новых идей или концепций, или новые ассоциации творческого разума между существующими идеями или концепциями. Альтернативная концепция креативности заключается в том, что это просто акт создания чего-то нового. поделки
С научной точки зрения, продукты творческой мысли (иногда называемые дивергентной мыслью) обычно считаются обладающими как оригинальностью, так и уместностью.
Хотя интуитивно это простое явление, на самом деле оно довольно сложное. Она изучалась с точки зрения поведенческой психологии, социальной психологии, психометрии, когнитивистики, искусственного интеллекта, философии, истории, экономики, бизнеса и менеджмента, среди прочих. Исследования охватывали повседневную креативность, исключительную креативность и даже искусственную креативность. В отличие от многих явлений в науке, не существует единой, авторитетной точки зрения или определения креативности. И в отличие от многих явлений в психологии, не существует стандартизированной методики измерения.
Творчество по-разному приписывалось божественному вмешательству, когнитивным процессам, социальному окружению, чертам личности и случайности ("несчастный случай", "прозорливость"). Это ассоциировалось с гениальностью, психическим заболеванием и юмором. Некоторые говорят, что это черта, с которой мы рождаемся; другие говорят, что этому можно научиться, применяя простые техники.
Другое адекватное определение творчества заключается в том, что это "процесс разрушения предположений". Творческие идеи часто генерируются, когда человек отбрасывает предвзятые предположения и пробует новый подход или метод, который другим может показаться немыслимым.
Часто бывает полезно четко различать креативность и инновации.
Креативность обычно используется для обозначения акта выработки новых идей, подходов или действий, в то время как инновация - это процесс как генерирования, так и применения таких творческих идей в каком-то конкретном контексте.
В условиях организации таким образом, понятие инновации часто используется для обозначения всего процесса, с помощью которого организация генерирует новые творческие идеи, и преобразует их в романе, полезных и жизнеспособных коммерческих продуктов, услуг и деловой практики, в то время как термин творчества предназначен для применения к генерации новых идей со стороны отдельных лиц или групп, как необходимый шаг в инновационном процессе.
Например, Амабиле и др. (1996) предполагают, что, хотя инновации "начинаются с творческих идей",
"...креативность отдельных людей и команд является отправной точкой для инноваций; первое является необходимым, но недостаточным условием для второго".
С другой стороны, между этими терминами нет реальной разницы, поскольку креативность является одновременно новой и уместной (что подразумевает успешное применение). Кажется, что креативность предпочтительнее в контексте искусства, тогда как инновации - в контексте бизнеса.
История термина и концепции
Основная статья: История концепции креативности
Способы, которыми общества воспринимали концепцию креативности, менялись на протяжении истории, как и сам термин. Древнегреческая концепция искусства (по—гречески "techne" - корень "техника" и "технология"), за исключением поэзии, предполагала не свободу действий, а подчинение правилам. В Риме эта греческая концепция была частично поколеблена, и художники-визуалисты рассматривались как обладающие, наряду с поэтами, воображением и художественным вдохновением.
Хотя ни у греков, ни у римлян не было слова, которое напрямую соответствовало бы слову "креативность", их искусство, архитектура, музыка, изобретения и открытия предоставляют многочисленные примеры того, что сегодня было бы описано как творческие работы. Греческий ученый из Сиракуз, Архимед, пережил творческий момент в своей "Эврике", найдя ответ на проблему, над которой он боролся долгое время. В то время понятие "гениальность", вероятно, ближе всего подходило к описанию творческих талантов, которые породили такие работы.
Фундаментальное изменение произошло в христианский период: "creatio" стало обозначать Божий акт "сотворения из ничего". Таким образом, "Creatio" приобрело значение, отличное от "facere" ("создавать"), и перестало применяться к человеческим функциям. Древнее представление о том, что искусство не является областью творчества, сохранялось и в этот период.
В наше время произошел сдвиг. У мужчин эпохи Возрождения было чувство собственной независимости, свободы и креативности, и они стремились выразить это чувство вслух. Первым, кто действительно применил слово "творчество", был польский поэт Мацей Казимеж Сарбиевский, который применил его исключительно к поэзии. Более полутора веков идея человеческого творчества встречала сопротивление из-за того, что термин "творение" был зарезервирован для обозначения создания "из ничего". Бальтасар Грасиан (1601-58) только рискнул бы написать: "Искусство - это завершение природы, как если бы это был второй Творец..."
К 18 веку и эпохе Просвещения концепция творчества все чаще появлялась в теории искусства и была связана с концепцией воображения.
Западный взгляд на творчество можно противопоставить восточному. Для индусов, конфуцианцев, даосов и буддистов творение было в лучшем случае своего рода открытием или имитацией, и идее творения "из ничего" не было места в этих философиях и религиях.
На Западе к 19 веку не только искусство стало рассматриваться как творчество, но и оно само таковым считалось. Когда позже, на рубеже 20-го века, началось обсуждение творчества в науках (например, Ян Лукашевич, 1878-1956) и в природе (например, Анри Бергсон), это обычно воспринималось как перенос в науки концепций, которые были присущи искусству. шаблоны
В конце девятнадцатого и начале двадцатого веков ведущие математики и ученые, такие как Герман фон Гельмгольц (1896) и Анри Пуанкаре (1908), начали размышлять и публично обсуждать свои творческие процессы, и эти идеи были основаны на ранних описаниях творческого процесса такими теоретиками-первопроходцами, как Грэм Уоллас (1926) и Макс Вертхаймер (1945).
Однако формальной отправной точкой для научного изучения креативности, с точки зрения ортодоксальной психологической литературы, обычно считается обращение Дж. П. Гилфорда 1950 года к Американской психологической ассоциации, которое помогло популяризировать тему и сосредоточить внимание на научном подходе к концептуализации креативности и ее психометрическому измерению.